Шампань и Тамань

05.06.2013

Свадьбы и Новый Год - главные моменты потребления Советского шампанского в нашей стране.jpgКитай официально признал французское географическое наименование «шампанское», сообщает агентство «Интерфакс». Пятым мировым рынком для вин Шампани (2 млн бутылок) является именно Китайская Народная Республика. По результатам переговоров с Межпрофессиональным комитетом шампанских вин (CIVC) КНР зарегистрировала Шампань как наименование, контролируемое по месту происхождения. Правительство Китая обязуется впредь обеспечить надежную защиту самым известным в мире игристым винам.


Этим фактом признается, что наименование "шампанское" закреплено за продуктом определенного региона, уникальные характеристики которого проявляются благодаря природным условиям и мастерству местных производителей, уточняет «Интерфакс».


В 2012 году китайский рынок испытал невероятный рост потребления шампанского: +51,8% к предыдущему году и достиг объема в 2 млн бутылок. Таким образом только за 1 год Китай обогнал по импорту РФ (1,48 млн бут, рост +10,3% по данным CIVC).


Наша страна вместе с другими постсоветскими государствами остается среди последних, не признавших прав производителей Шампани на это наименование, которое было защищено во Франции еще декретом 1911 года и впоследствии подтверждено большинством государств мира.


История признания шампанского в России началась с Закона о виноградном вине 1914 года. Прилагаемые к нему «Правила о выделке, хранении и продаже виноградного вина», в частности, устанавливали, что «напитки, полученные из виноградного вина: 1) спиртовым брожением по шампанскому способу и 2) искусственным насыщением углекислотою, называются «игристыми винами». В первом случае на этикетах допускается наименование «русское шампанское» или «по шампанскому способу», при условии обозначения местности, где приготовлено вино, и изготовлявшей его промышленной фирмы; во втором случае обозначения на этикетах «русское шампанское» и «по шампанскому способу» воспрещаются. Виноградные вина, ввезенные в бочках из Шампани и приготовленные в России по шампанскому способу, должны носить на этикетах указание на выделку их в России».
http://rusvina.ru/wineopedia/spravka/index.php?SECTION_ID=8&ELEMENT_ID=632


В годы СССР  дешевое игристое появилось на каждом праздничном столе.jpgТо, что лишь допускалось дореволюционным законодательством, стало нормой для советского периода, когда в производстве появилось массовое и дешевое «советское шампанское» — используя французскую терминологию, наименование, «не контролируемое по происхождению».


Установлением в России международных норм для наименований «шампанское» и «коньяк» правительство занялось еще в 1990-е годы. Так, в сентябре 1997 года, к первому визиту в Москву президента Франции Жака Ширака, такое решение было запротоколировано на первом заседании российско-французского агропромышленного комитета с личного одобрения президента Ельцина, о чем сообщала газета «Коммерсант»:  http://www.kommersant.ru/doc/184619


По последним решениям, связанным со вступлением страны в ВТО, отказ от наименования «шампанское» для российской продукции может быть отсрочен вплоть до 2022 года http://www.ria.ru/economy/20111024/469532331.html


В комментариях агентству «Интерфакс» по поводу последних событий Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) выразил консолидированное мнение большинства российских производителей: "Принятое Китаем решение не означает, что мы должны бежать за ним".


Фанатичная любовь наших виноделов к наименованию «шампанское», мешающая становлению отечественных контролируемых наименований на внешнем и внутреннем рынках, пока не поддается объяснению. Вероятно, большинство производителей продукции с наименованием «шампанское» на этикетке опасаются, что переход на термин «игристое» создаст имиджевый урон для их низкокачественных вин, которым, кроме как названием, хвастаться нечем.