Об употреблении вин в средневековой России

Петр-Кеппен_1202.jpg





Кеппен Петр Иванович
(1793-1864) - русский учёный немецкого происхождения. Издавал труды по истории, географии, этнографии, демографии и статистике. Академик Петербургской Академии Наук (1839). В последние годы жизни занимался виноделием в Крыму. Автор фундаментального труда «О виноделии и винной торговле в России» (1832).

Похвалы винограду и вину, встречаемые в русских летописях и народных песнях

Весьма рано вино одержало верх над прочими напитками, и по днесь пользуется сим Виноград-узор_2002.jpgпреимуществом. Подтверждение сей истины мы видим как в песнопениях, так и в бытописаниях народов. Самые летописцы русские охотно упоминали о вине и винограде как о предметах превосходнейших в своём роде. Так, сочинитель похвального слова (Дмитрию) Донскому , говоря о слезах огненных и сетовании княгини Евдокии у одра супруга своего Димитрия, умершего в 1389 г. влагает в уста её и следующие восклицания: «Цвет прекрасный, для чего увядаешь столь рано? Виноград многоплодный! Уже ты не дашь плода моему сердцу… ни сладости душе моей!»

Прекрасная Сююнбека в мечети над прахом супруга своего, казанского царя Сафа-Гирея так сравнивает дни минувшие с настоящими: «В тебе реки медовые и потоцы винные точаху: ныне же люди твоих крови проливаются» и пр.

Справедливо, что рязанский иерей и сочинитель летописи могли бы иметь в виду употребления, встречаемые в Св. Писании. Но краса винограда воспевается и в песнях народных, так, например, в одной колядной песни, в коей употребляется выражение «виноградье красно» для ознаменования отличной прелести.

Первые, в Русских летописях встречаемые сведения об употреблении вин в России

Князья и вельможи русские исстари умели ценить вина; почему уже Олег, не приняв в Византии от греков ни съестных припасов, ни вин, которые могли быть отравлены, после Цареградского похода в 906 г., при возвращении своем в Киев привез, однако же, с собою злато и поволоки, и овощи, и вина. 

Владимир решительно отказался от Магометанской веры, воспрещающей употребление вина, и нет сомнения, что за трапезою его употреблялись вина греческие, которые по свидетельству самих Византийских писателей, принадлежали к предметам российской торговли с греками. 
Замок Боголюбово.jpg
Замок Боголюбово (реконструкция С.В. Заграевского). Здесь, под Владимиром, в XII в. располагался один из первых винных погребов России

Уже под 1174 г. мы находим известие, что Великий Князь Андрей Боголюбский, в городке своем Боголюбове на Клязьме, имел погреб (медушю), в коем хранились вина. Это есть первое, по нашим летописцам, сведение об употреблении вина в Северной России.

На Юге мы видим, что в 1395 г. Тамерлан, разорив Азов, завоевав землю Черкаскую и Ясскую и взяв самые неприступные крепости в Грузии, у подошвы Кавказских гор, при звуке шумных мусикийских орудий, пил вино грузинское, желая и дальнейших побед своим неутомимым сподвижникам.


О древней торговле винами


Процветавшие уже в XIV веке (во дни Иоанна Даниловича Калиты) знаменитые Моложские торги (ярмарки холопьего города) представляли возможность запасаться на Севере иноземными винами, которые там действительно продавались.


Ганза могла доставлять и доставляла в Новгород вина, и летописцы повествуют, что в 1475 г. Новгородские знатнейшие сановники, выезжая на встречу Великому Князю Иоанну III, везли к нему в дар и бочки вина белого и красного и, во время пребывания его в Новгороде, опять дарили его бочками вина и другими драгоценными предметами. Когда же в 1478 г. Великий Князь оставлял покоренный им Новгород, то, при прощании, принял от архиепископа, бояр и жилых людей несколько бочек вина и меда, которые, если не были тут выпиты, то вместе с другими драгоценностями отправлены в Москву, вслед за вечевым колоколом. 

Новый путь торговли виноторговли открылся для России тогда, когда иностранцы (с 1555 г.) стали приезжать к устью Двины. Тут англичане, делясь выгодами с купцами нидерландскими, французскими и немецкими, в числе многих других чужестранных произведений природы и искусств, привозили к нам и разные вина. Но в 1587 г. Годунов, даруя англичанам право торговать в России вином, позволил продавать оное только куфами, а не в раздробь, не ведрами, не стопами, не чарами, что потом и вторично подтверждено было жалованною им (5 июня 1603 г.) грамотою.

Не доказывает ли это, что тогда уже и на Севере употребление вина виноградного стало распространяться, может быть к ущербу откупов и казенной продажи вина хлебного? По дошедшим до нас сведениям, бочка французского вина в конце XVI века, при Архангельском порте, стоила 4 рубля (т.е. нынешнею монетою около 20 рублей серебром). Впрочем, Принц фон Бухау говорит, что при царе Иване Васильевиче, виноградные вина вообще еще весьма мало были употребляемы.

Прежде прочих вин древние россияне познакомились с винами греческими; потом с винами французскими и немецкими и, наконец, уже с винами испанскими и венгерскими.

Первоначально винам греческим и испанским давалось преимущество перед винами французскими и рейнскими; в последствии же во времени вина венгерские предпочитались всем прочим, доколе в высших состояниях не одержали верх вина французские. Ввоз португальских, молдавских и волошских вин, думаю, начался в первой половине XVIII века, если не ранее; а во времена походов Миниха против турок (в 1736 и 1737 г.) в полуденной России употреблялось наиболее вино крымское.

Стоит ли упомянуть здесь и о том, что при дворе самодержавного Иоанна в 1499 г. полагали, будто бы любострастная болезнь в вине привезена была в Россию?

Стоглавом (1551 г.) позволялось в монастырях одно только вино фряжское (т.е. виноградное). Но и сии фряжские вина по монастырям зазор, говорит Грозный в письмах к игумену Кирилловского Белозерского монастыря, писанном, вероятно, в 1578 году. 

Вина церковные

Справедливо, что в старину вина отдаленных жарких стран употреблялись преимущественно за блестящими Царскими обедами, составляя и в погребах Царских не малозначащее казенное имущество. 

Но вино искони служило и для совершения церковных обрядов, о чем упоминают неоднократно и наши летописцы. Так, при бракосочетании Великого Князя Василия с Княгиней Еленою Глинскою в 1526 году, Государь опорожнил поданную ему в церкви Митрополитом скляницу с вином фряжским.

Сии церковные вина паче всего строжайше запрещалось подделывать или подправлять разными примесями. А ввоз оных иногда производился без платежа пошлин, иногда же подвергался и общим правилам таможенных установлений.

Кеппен Петр Иванович